Библиотека астрологической литературы ›› Зороастрийский календарь

Зороастрийский календарь

Страницы из книги П.П. Глоба. Календарь зороастрийский. Год Лисицы (21.3.1997 – 20.3.1998)

Год ЛисицыДвенадцатилетний календарь, по которому живет сегодня большинство людей, возник на Дальнем Востоке, и им пользовались в основном в Китае, Японии, Корее и прилегающих странах: в Тибете, Монголии. Он ориентирован на специфику и психологию восточных народов, но в принципе применим и к европейскому миру, поскольку связан с движением самой большой планеты Солнечной системы — Юпитера.

По астрологическим данным, Юпитер представляет собой закон, власть, авторитет и социальную психологию. 12-летний цикл его обращения вокруг Солнца не только тесно связан с циклом солнечной активности, но и, что самое главное, воздействует на коллективную психологию людей, ориентированных не на личностное раскрытие, а на социальную активность. Он влияет, в первую очередь, на живущих в обществе, где на первое место возводится закон государства, жестко регламентирующий все межличностные связи, и в котором человеку отводится роль некоего винтика в общественном механизме. В не давнем прошлом с винтиками сравнивал людей наиболее юпитериански ориентированный Генеральный секретарь коммунистической партии Советского Союза Иосиф Виссарионович Сталин, по своей психологии бывший человеком восточного типа. Его тенденция продержалась, случайно или нет, ровно 32 года. Именно столько длится известный древним ариям календарный цикл, анализ которого и предлагается вашему вниманию.

Мы привыкли к тому, что 12-летний цикл включает годы крыс, быков, драконов, обезьян и т. д., забывая, что образы этих животных относятся все-таки к восточной психологии, связанной c Юпитером, с социальными ритмами, социальной психологией человека, чьи усилия, как уже было сказано, направлены на общественную деятельность, а не на самовыражение.

Прежде чем приступить к характеристике следующего года, наступающего 21 марта, хотелось бы рассказать о том календаре, о котором сейчас мало кто знает, — древнем персидском календаре. О нем сохранились упоминания в памятниках позднего Персидского царства. Есть сведения, что им пользовались протоарии во времена процветания древней страны Хайрат, которая соответствует погрузившейся на дно Северного Ледовитого океана Арктиде. А поскольку, согласно данным, которые подтверждаются новейшими историческими исследованиями, именно оттуда произошли предки всех индоевропейских народов, то можно сказать: данный календарь опирается на времена действительно доисторические, времена умопомрачительных далей истории.

Календарь древних ариев ориентирован не на социальные ритмы, а на личностное раскрытие. Его 32-летний цикл взят за основу древними ариями потому, что он связан с изначальным, базовым циклом последней видимой невооруженным глазом на ночном небе планеты — Сатурн, в глубокой древности делавшей оборот вокруг Солнца за 32 года. Сейчас Сатурн изменил свою скорость движения и обращается вокруг Солнца за 29,5 года, однако календарные циклы учитывают не только временное положение вещей, но и те изначальные циклы, которые когда-то существовали в природе и впоследствии были утрачены. Солнечный год у ариев был равен 360 дням (современный год насчитывает 365,25 дня), 5 последних дней не учитывались, а считались как бы нулевыми и вставными по отношению к целому году. Но главный, основной календарь был связан с 32-летним циклом. 32 календарных года, в свою очередь, объединялись в большие, достаточно сложные циклы.

Не случайно у многих народов, в частности, у древних греков, Сатурн носил название Кронос (Хронос) и был тесно связан именно с течением времени. Его ритм был направлен на строгое управление временем, когда одно поколение сменяет другое, даже на уровне человеческой природы. У древних ариев, от коих и ведет начало календарь, Сатурн назывался Кейван, что в переводе означает “Царь”, “Повелитель времени”, “Повелитель прошлого”. Время было связано в основном с прошлым, с памятью. Собственно говоря, этот цикл и был ориентирован на обретение каждым некой духовной защиты, гарантирующей ему отсутствие ошибок во всем его развитии в жизни, и с возможностью обретения духовной силы, благодати, называемой в Авесте — священной книге древних ариев — Хварной, что в переводе обозначает достаточно широкий круг понятий, среди которых — блеск, слава, сияние, честь, доблесть и, наконец, божественная отмеченность. Собственно говоря, этот календарь был календарем отмеченных Божьим лучом людей. Он и нужен был астрологам для того, чтобы выявить этих людей и отличить их от прочих.

Календарем, впрочем, можно было пользоваться и простым смертным, потому что искра благодати божьей, искра Хварны Небесной, как сказано в Авесте, присуща любому человеку, если он не сделал сознательного выбора в сторону зла.

Древнеарийский календарь связан с нашими традициями в большей степени, чем 12-летний восточный, лучше иных направляет человека к решению собственных, личных проблем — направляет его именно к выбору между Светом и Тьмой, показывает, что в нем от благодати Божьей и что в нем осталось от того самого животного, обладающего различными инстинктами, которые уводят от обретения высшей благодати. Этот календарь для нас, может быть, более приемлем, чем тот, к которому мы привыкли. В последнее время многие астрологи (и не только астрологи) стали придерживаться именно календаря древних ариев.

Есть масса исторических примеров того, что многие правители, которые покушались на календарные циклы, отменяя их и реформируя по собственному желанию, жили после этого недолго. Начало древнего арийского года нашими предками до XIV века отмечалось как самый большой праздник. Известно, что только в середине XIV века праздник Нового года был перенесен с марта на сентябрь великим князем Симеоном Гордым. Нарушение древней, ведущейся испокон веков системы счета времени не прошло для него бесследно — через несколько лет после этого Симеон Гордый умер от чумы вместе со всей своей семьей, не оставив наследников, а великокняжеский престол перешел к его брату Ивану, названному Красным, отцу будущего героя Куликовской битвы Дмитрия Донского. Последним же дерзким реформатором, изменившим пусть даже неполноценный календарь, был В. И. Ленин, который в 1918 году поменял юлианский цикл на григорианский. После этого он не прожил и 6 лет. Кстати, существует древнее поверье, что тот, кто изменит календарь, не может перешагнуть через порог двойного цикла Сатурна. Двойной цикл Сатурна сейчас составляет 60 лет. Ни один из реформаторов календаря не переступил даже 55-летнего рубежа. Петр I, перенеся начало года на 1 января, прожил только 52 с небольшим года. Папа Григорий XIII прожил 83 года, что больше двойного цикла Сатурна, но и реформу юлианского календаря он затеял, когда ему было уже 80 лет. Так или иначе, после реформы календаря он пожил недолго.

Персидские шахиншахи в Древнем Иране при вступлении на престол приносили присягу и клятвенно обещали ничего не менять в раз и навсегда установленных календарных циклах. Именно благодаря этому мы и знаем календарь, который использовался в сокровенном учении Авесты — зерванизме, и более известный 360-дневный, где каждый день был посвящен одному из ангелов зороастрийского пантеона. И тот, и другой дошли до нашего времени, потому что эти сведения бережно сохранялись на протяжении веков как сакральные знания, а нарушение установленных законов являлось тягчайшим преступлением.

Начало нового года у древних приходилось на 21 марта по новому стилю — день весеннего равноденствия. В период, когда в северном полушарии пробуждается ото сна природа, согласно древним арийским поверьям, на землю возвращаются умершие предки, как бы воскресая в каждом живом существе. Именно к этому было приурочено празднество Нового года — Новруза, открывающее в древнеарийском календаре первый месяц, называемый Фравардин и посвященный возвращению предков. Каждый год 21 марта все “возвращается на круги своя”, повторяется на новом уровне, и то, что когда-то умерло, вновь воскресает.

(перепечатка данного материала допускается только после письменного разрешения автора)