Павел Глоба. Митра – Бог Света и Разума. Арийский Митра
В Ригведе подчеркивается, что милосердный Митра миролюбив, дружественен по отношению к людям, он приносит богатство, дарует защиту и свое покровительство тем, кто обращается к нему с молитвами. Древние индусы видели в образе этого божества некоего небесного примирителя, того, кто способен установить мир, объединить разобщенных людей в единое целое и укрепить их взаимоотношения договором. Этот договор имел прямое соответствие с универсальным космическим законом Рта (аналог перс. Арта), являющимся воплощением вселенской Истины. Неслучайно Митру называли Господином Истины, поскольку именно он, в представлениях древних индийцев, являлся той силой, которая упорядочила Хаос и установила единый для всего мироздания космический закон – Истину. Все, что есть в этом мире – движение солнца, дуновение ветров и течение вод, жизнь людей и животных, произрастание растений – все регулируется посредством Истины (Рта). Истину Рта установили адитьи Митра и Варуна, в обязанности которых входит поддержание мирового порядка. Они следят за поступками людей и контролируют их соответствие Истине, верных своему слову добропорядочных людей они награждают крепким здоровьем и счастливой жизнью, лжецов же и нарушителей договора жестоко карают.
Но лишь злодеи и клятвопреступники могут опасаться божьего гнева – для других людей Митра не представляет никакой угрозы. В понимании индусов Митра – один из самых благорасположенных к человеку небожителей, и не случайно имя Митры в переводе с древнеиндийского означает “Друг“. Говоря об этом, невозможно обойти стороной этимологию русского слова “Друг”, само звучание коего содержит в себе нечто противоположное понятию дружбы. Обращение к авестийскому языку, не менее древнему, чем санскрит, проливает свет на эту проблему. В Авесте “Друг” или “Друдж” означает “ложь” и является именем одного из самых страшных демонов-искусителей. “Другвант” или “дружбан” переводится с авестийского языка как “приверженец зла”, “обманщик”, “лжец”. В русском языке, также принадлежащем к группе индоевропейских языков, изначально слово “друг” понималось в том же контексте, что и в авестийском, оно означало “другой”, “иной”, “чужой”. Со временем произошла подмена смыслового содержания этого слова и теперь, говоря “Друг”, мы, сами того не ведая, произносим имя демона лжи, коварства и обмана, тогда как древние индусы, говоря слово “друг”, произносили имя Митры. Подобную инверсию вряд ли можно считать случайной. Забвение религии Митры – бога чести, верности и справедливости, привело к тому, что в отношения между людьми проник дух подлости, обмана и лжи.
В противовес Лжи или “Другу” в Авесте выступает “Аша” (перс. Арта) – истина, правда, справедливость. Аша воплощает собой закон космического порядка, гармонии, поддержанию которого на земном уровне и служит Митра – “договор”, являющийся высшей формой взаимопонимания и доверия между людьми.
Наиболее древними сведениями о Митре располагают тексты Ригведы и Авесты, в частности, “Михр-Яшт”. Договорная функция Митры представлена в этом гимне во всей полноте. “Михр-Яшт” подчеркивает важность договора, как единственно приемлемой формы взаимоотношений между людьми. Значимость данного человеком слова возводится в ранг Закона, что выражается в следующей формуле:
Двадцатикратно слово
Между двумя друзьями,
Согражданами между -
Оно тридцатикратно,
Сотрудниками между -
Оно сорокократно,
Между женой и мужем -
Пятидесятикратно,
Меж соучениками -
Шестидесятикратно,
Ученика с учителем -
Семидесятикратно,
А между зятем с тестем -
Восьмидесятикратно,
И девяностократно
Между собратьев двух,
Между отцом и сыном
Стократен договор,
Тысячекратно слово
Меж странами двумя,
И мириаднократно -
Маздаяснийской Веры.
В “Михр-Яште” Бог-Творец Ахура-Мазда так говорит пророку Заратуштре:
“Нечестивцы, которые лживы по отношению к договору, приводят к гибели всю страну… Никогда не нарушай договора, о ты, из рода Спитамов, независимо от того, заключил ли ты его с носителями лжи или обладающими правдой последователями истинной веры, ибо договор имеет силу и в отношении носителей лжи, и в отношении носителей правды”.
В гимне Митре, который является одним из самых больших по объему яштов Авесты, говорится о том, что Митра следит за соблюдением соглашений тысячью ушей и десятью тысячами глаз. Но Митра не просто следит – он жестоко карает нарушителей договора. Именно это обстоятельство имели в виду древние персы, которые, по словам Геродота, имели обычай призывать великого Митру в свидетели при заключении договора.
Страницы: previous pagenext page





Видеозаписи лекций П.Глобы и его учеников, телепередачи, посвященные астрологии и пр.

